Алексей Иванов: «Кирпич хранит историю»
11.07.2024
Интервью с Алексеем Ивановым, руководителем архитектурной мастерской «АрхстройдизайнАСД», профессор МААМ, к 35-летию компании «Брикфорд».
Многолетняя дружба
В середине 2000-х мастерская завершала работу над одним из первых наших комплексных поселков. И заказчик поделился со мной контактами надежного поставщика материалов, который, как он сказал, никогда не подведет. Так я познакомился с Инной Бочаровой [в тот момент – директор по маркетингу компании «Брикфорд»]. Мы подружились. Это одна из немногих компаний, с которой у меня многолетняя и крепкая дружба, и я с удовольствие делюсь нашими совместными проектами.
Бельгийская деревня
Кирпич Vandersanden мы впервые применили при реализации проекта поселка «Бельгийская деревня». Интересно, что в Бельгии и деревень-то в привычном нам понимании нет. В этом была некая шутка заказчика, которую мы поддержали характерными архитектурными приемами и материалами. Но само название поселка возникло из-за бельгийского кирпича Vandersanden, в который заказчик проекта был абсолютно влюблен. Он пришел в нашу мастерскую с идеей построить поселок полностью из бельгийского кирпича ручной формовки.
Эта идея поначалу казалась нереалистичной, тогда я еще не понимал, какими удивительными свойствами обладает этот материал. Например, я не верил, что кирпич может быть абсолютно гидроскопичным. Я экспериментировал: выливал на него один-два стакана воды – он все впитывал, выносил его на мороз – он не деформировался и не разрушался. Я не мог поверить, что такое возможно. Но этот материал изменил мое представление о кирпиче.
Работая над проектом «Бельгийской деревни», я сам, как и мой заказчик, влюбился в кирпич ручной формовки. Вместе мы ездили на завод в Бельгию, знакомились с производством, выбирали нужный формат, размер и оттенок кирпича, как основного материала для строительства поселка. Ассортимент у производителя огромный. Из такого кирпича можно выстраивать простые кубики и это уже превращается в архитектуру. Даже испортить нельзя – настолько это удивительно архитектурный материал.
Обожженный авангард
Проект котельной в Павшинской пойме мы разрабатывали сразу после завершения работы над «Бельгийской деревней». Придумали чистую, почти конструктивистскую форму, образ которой во многом создан за счет кирпича. Кирпич в этом проекте – бельгийский, темный, обожженный – работает на все 100 процентов. Он помог нам создать образ «руинированного Авангарда». В котельной практически нет людей. Но газовое оборудование потрясающе красивое, как арт-объект со стальными трубами разного цвета. Нам было важно их показать. Поэтому каждому котлу мы дали свою стеклянную витрину.
Не менее важной задачей было формирование яркого архитектурного образа, ведь котельные всегда располагаются на въезде в жилое образование. При их прагматичной, утилитарной функции они формируют первое впечатление обо всем комплексе и, по сути, становятся его лицом. Это функционально простой, но знаковый с архитектурной точки зрения объект. И, как мне кажется, нам удалось это подчеркнуть.
Кирпич для разных стилей архитектуры
Еще один большой проект, в котором главным отделочным материалом стал кирпич – поселок «Рубин Эстейт» вблизи деревни Бузланово. Мы подключились к нему, когда строительство было уже начато, а жилые дома возведены до второго этажа. Вначале заказчик планировал строить коттеджи одинаковой площади и планировки в стиле шале. Но к 2010-м годам такие дома уже очень плохо продавались. Заказчик обратился в нашу мастерскую, и мы полностью переделали проект. Произвели обмеры и расчеты, проработали конструктивные решения, рассчитали нагрузку с кровлей. Сделали перепланировку домов. Одну из построек, заложенных в предыдущем проекте, решили вовсе снести, чтобы организовать для жителей поселка благоустроенное общественное пространство. На месте котлована разбили пруд, вокруг которого появился красивый ландшафтный парк. Помимо этого, впервые для себя мы использовали прием разностилевой архитектуры, что позволило нам добиться определенного разнообразия застройки внутри поселка при сохранении единства и целостности его восприятия. Мы предложили несколько типов домов, решенных в разном стиле, имеющих разную площадь и высотность – от 2-х до 3-х этажей. Одна часть домов решена в тосканском стиле. Вторая – в тогда еще только набирающем популярность стиле Райта, которым я вдохновился в Калифорнии.
Я был в зданиях Ллойда Райта – они очень сложные по своей геометрии, линейные, разнообъёмные. В современной коммерческой интерпретации такая архитектура достаточно проста в изготовлении и получает яркий образ благодаря качественным отделочным материалам. Они играют здесь большую роль. Поэтому мы использовали наш любимый кирпич в темных и традиционно-красных оттенках.
В домах, решенных в Тосканском стиле, кирпич ручной формовки Vandersanden Sepia мы сочетали со светлой штукатуркой. Фактура кирпича подчеркнула характер архитектуры, лаконичные пропорции объемов и вертикали квадратных башен.
Красная роза
Для фабрики «Красная роза» [одиннадцатый корпус комбината «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе] мы делали проект реконструкции фасадов. Мы вскрыли закрашенную кирпичную кладку, и кирпич остался голый человек без кожи. Бельгийский кирпич так же легко впитывает влагу, как и отдает ее обратно, без деформаций. В данном случае мы работали совсем с другим по составу кирпичом, который легко разрушается и крошится при перепадах температуры. А нам важно было сохранить исторический облик здания и показать красоту материала, очистив его от многочисленных наслоений. Мы отремонтировали кладку, сняли с нее краску и нашли такой гидрофобный состав, который обеспечил бы сохранность кирпича. Этим составом стена обрабатывается регулярно.
Производство кирпича
В поездках для архитекторов на заводы по производству кирпича я участвовал дважды. Посещение завода Vandersanden в Бельгии сродни походу в музей. Делают все по-честному, руками. А какие у них стенды! Выкладывают кирпич, демонстрируют глубину шва, качество затирки. Я помню, брал с собой каталоги с кирпичом и сравнивал их с тем, что представлено на стендах. И в реальности материал выглядел намного интереснее – столько оттенков, тонов, переливов. Он как будто светился изнутри.
Что важно при проектировании
Для меня как для архитектора – важно иметь выбор, настолько широкий, чтобы найти подходящий материал для любой архитектуры. Для исторического здания или его стилизации нужен традиционный кирпич ручной формовки. Для современной архитектуры – клинкерный кирпич в разнообразных оттенках и формах, хотя и это необязательно – из серии NOSTALGIE делают чудесные модернистские дома. В одном из недавних наших проектов – ресторане на юго-западе Москвы – мы использовали темный вытянутый кирпич, из которого сделали совершенно уникальную кладку: в шов завели светодиоды, получилась очень эффектная подсветка внутри кладки. Для архитектора имеет огромное значение и качество материала, это гарантия того, что материал будет служить долго и «стареть» красиво. «Брикфорд» предоставляет практически неограниченный выбор и отвечает за качество. Кирпич хранит историю, начиная с библейских времен. В книге «Бытие» глава 11: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести» (11.3).
С Алексеем Ивановым разговаривала Алла Павликова |